Масть пошла
или
два "серебра" за один вечер.
...и
тут мне ка-а-ак поперло...
(с) известный анекдот
Ну вот не прав Герчиков
насчет планеризма. Ни фига это не шахматы. Ни пол-раза не шахматы. Это карты. Как фишка ляжет. В шахматах
ты можешь и должен рассчитывать только на себя, на свой разум. В картах, как и
в планеризме - слишком многое зависит от простого, банального везения. И разум
здесь зачастую нужен только для того, чтобы с наименьшими потерями выбраться из
неприятностей...
"Серебро"
первое.
Ставший уже родным аэродром Траки встречает солнцем,
свежим и ровным ветром с океана и мелкой, но многочисленной кучевкой,
бодро выскакивающей из еще влажной после вчерашнего ливня, но уже прогретой
земли.
Ребята,
уже успевшие подняться в воздух, передают нижнюю кромку около 2000 метров
(здесь и далее все высоты AGL, т.е. над уровнем аэродрома). Хорошая погодка,
сегодня можно попробовать наконец сделать
"серебро": не менее 50 км дистанции, не менее 1000 метров набора от наинизшей точки и не менее пяти часов в воздухе.
Ну,
не знаю как насчет пяти часов, а вот дистанцию и набор сделаем.
Куда
летим? Конечно же, в Сьерравиль! Почему? Ну, во-первых и в главных, потому что Герчиков
тоже сделал первое "серебро" на этом маршруте, пусть и неофициально.
Все, достаточно. Остальные доводы, ввиду их вторичности, опустим Просто пойдем по стопам Мастера и наконец на своей шкурке прочувствуем то, о чем до того
только читали.
Маленькое,
но очень лирическое отступление: после того, как я
начал летать в окрестностях Тахо, я перечитал "динозавров" еще раз. И
мне показалось, что я читаю другую книгу. Потому что теперь названия Truckee, Mount Rose, Minden, Air Sailing, Topaz Intl, Reno Stead и другие не были для меня
пустым звуком! Я будто вместе с автором пролетал над знакомыми местами.
Потрясающее ощущение...
Итак,
вернемся в Траки, где я любовно провожу рукой по гладкому пластику G-103, вдвоем с которым мы сегодня сделаем первое
соло в XC.
Подходят
ребята.
-
Летишь?
-
Угу.
-
Куда?
- В
Сьерравиль.
- С
веревки не дотянешь, добирать придется.
Смейтесь-смейтесь...
Лебедку купили недавно: народу все больше, а буксировщик один. Запускать же
новичков по "коробочке" все равно с чего. И я, попробовав раз Winch Launch (буксир усвистел
за каким-то бедолагой в Минден, а ждать
не хотелось), крепко на него подсел. В самом деле, чем долго и нудно волочиться
за буксировщиком, гораздо приятнее за несколько секунд
оказаться в полукилометре над землей, а потом добрать недостающее в одном из
"домашних" термиков.
Однако, таких как я отщепенцев больше не нашлось, и ортодоксы
классической буксировки не упускали случая беззлобно позубоскалить.
Выкатываем
планер на полосу, цепляем трос. Когда сажусь в кабину, в голове мелькает
шальная мысль: а не на этом ли G-103 Герчиков пробовал Сьерравиль
несколько лет назад? Забавная ситуация...
Но
вот я пристегнут, фонарь закрыт, даю отмашку, и чудовищная, какая-то
нечеловеческая сила, заставляющая каждый раз сладко трепетать сердце, отрывает
меня от полосы и возносит к небу почти вертикально. Да, ребята, это вам не
буксир! Это все равно что за F-15 взлетать...
Но
вот силища, влекущая меня вверх, к таким далеким еще облакам, начинает слабеть,
планер потихоньку выходит в горизонт. Отцепляюсь и кошусь на альтиметр. Ого!
600 метров. На полста метров выше, чем когда-либо до этого. Неплохая прибавка к
пенсии!
И кажется я знаю почему: взлетал строго против свежего ветра.
Этот ветер мне еще сослужит службу. Он должен давать приличный ридж на восточных склонах, что позволит мне долго - в
идеале сколь угодно долго! - висеть над ними, поджидая или вынюхивая термик. Или даже чуть карабкаться вверх, на Mount Rose.
А
пока есть высота, можно поразнюхать обстановку в другую сторону, по маршруту. И
я поворачиваю на северо-запад, к Сьерравилю. Лечу,
верчу головой, пытаясь определить где отрываются термики, питающие облака прямо надо мной. И ничего не
нахожу. В такой ветер, да еще с облачностью на двух тысячах, хрен ты найдешь
эти термики у земли. Вот когда выпарю под кромку...
Передо
мной вырастают предгорья. Эк я увлекся! Пора
поворачивать оглобли. Поворачиваю эти самые оглобли, и сердце падает: Траки еле
виден! Ну и баран же я! Ну
надо же было так увлечься!
Бриллиант почти не виден (с)
Если хорошенько присмотритесь, то прямо под красным шнурком разглядите полосу
10 аэродрома Траки. Для самолета с выключенным двигателем – нереально. На
планере с качеством под 40 – можно попробовать…
Быстро
прикидываю шансы вернуться. 50х50, не больше. И то если повезет. Скольжу вниз,
сжимаясь
каждый
раз, когда вариометр подвывает, показывая снижение больше одного метра в
секунду. Нет, ну надо же, как лох последний! Ведь сам себе зарок дал впредь
быть осторожнее после той приснопамятной посадки в горах, разом здорово
облегчившей мой, нет, даже не бумажник, а и без того не слишком пухлый
банковский счет!
Здесь,
конечно, не горы, но склоны, густо поросшие кустарником. А
дальше, перед 10-ой полосой (до 19-ой точняк не
дотяну. Да и до десятой-то если крупно
повезет...) автострада поперек и поселок... В общем, на этот раз, похоже,
платить придется не только за разбитый планер...
Кажется, долетаем. Но
уверенности до сих пор нет. Зыбко все очень…
Так
проходит несколько минут, но неустойчивое равновесие никак не склонит чашу
весов в какую-нибудь одну сторону. Я по-прежнему оцениваю свои шансы как 50х50
ровно до той секунды, как почти над автострадой планер подбрасывает вверх.
Фортуна
улыбнулась мне! Вираж - и Гроб ввинчивается в двухметровый поток. Негусто для
такого дня, но не в моем положении сейчас привередничать. Впрочем, поток тает
на глазах и вскоре заканчивается, тихо, по-английски, оставив меня на высоте 450
метров.
Ну
и на том спасибо! По крайней мере, я избежал вынужденной посадки в не слишком
приспособленном для этого месте, да и с посадкой вообще теперь можно
повременить. Но больше таким дураком я не буду!
Пересекаю
долину и выхожу на восточный склон. Здесь ридж, здесь
я в относительной безопасности.
Прохожу
вдоль склона, с радостью наблюдая четкий "ноль" на вариометре. Ну,
хоть не падаем... Теперь бы еще поток найти...
Оппа... А вот и он. Тоже очень слабый,
метровый, но спешить мне некуда, а высота еще пригодится. Начинаю работать его,
но он заканчивается еще быстрее первого, добавив мне жалких 150 метров высоты.
Что делать, иду вдоль склона обратно, разворачиваюсь, прохожу еще раз. Меня
подбрасывает на том же месте. Вот теперь все понятно: это не тремик, это просто локальный ридж,
набравший силу во впадине на склоне. Если так, мне тут особо делать нечего. И я
прохожу дальше, к подножью Mount Rose. Но здесь ветер идет вдоль
склона, и нечего даже думать добрать немного высоты, не говоря уж о том, чтобы
попытаться залезть в гору.
Ну
что тут скажешь? Ну не судьба!
Видимо,
придется садиться и опять пытать счастья после запуска. Благо, на этот раз
ракурс, под которым виден аэродром, не оставляет никаких сомнений в удачной
посадке. У ребят, конечно, будет лишний повод подколоть, ну да это нам не
впервой...
Похоже, садиться все же
придется…
Уже
было берусь за тангету передать этап по ветру, как
отчетливо ощущаю пятой точкой подъем. Быстро нащупываю ядро, кошусь на
вариометр – 3,5 м/с. Тоже вяло, но где взять лучше?
Выпариваю в нем до 1000. Во время набора с радостью наблюдаю как сначала за Brockway Pass, а потом и за Mount Rose начинает наконец-то
открываться гигантская голубая чаша озера Тахо. Вот ЭТО уже ВЫСОТА, а не
ползанье по долине взад-вперед.
Теперь
вполне можно попробовать сходить вон под то облачко в западной части долины и в
случае чего безопасно вернуться.
Но до облачка идти не пришлось: на пол-дороге,
прямо над аэродромом, меня подхватывает еще один трехметровый поток, постепенно
переходящий в двухметровый и окончательно заканчивающийся на 1500 метрах.
Теперь,
не увлекаясь!, можно попробовать опять продвинуться на
северо-запад, к Сьерравилю. Слив две трети высоты и
пощупав по дороге одно облачко, оказавшееся «пустым», все же натыкаюсь
в конце концов под другим облаком на поток в 2,5 метра. Но, тем не менее,
набираю в нем до 1700. В очередной раз сверяюсь с положением Траки по отношению
ко мне. Или с моим положением по отношению к Траки.
После последнего набора ракурс не только выглядит более чем убедительно, но
даже навевает мысль, что можно уверенно дотянуться до
Траки даже при выпущенных спойлерах.
Ок, посмотрим что у нас по
другую сторону. Долина, в которой лежит Сьерравиль,
уже видна в туманной дымке, но ГАРАНТИРОВАННО дотянуться туда я еще не могу.
Могу лишь сказать, что при удачном стечении обстоятельств, если не будет
сильных синков, я НАВЕРНОЕ
долечу. Но если по пути не попадется ни одного термика,
я там и сяду. А это меня никак не устраивает. Хотя бы потому, что тогда плакало
мое "серебро". Нет, я должен долететь туда и обратно. Непременно
обратно!
Досягаемость Траки вне всяких
сомнений…
… а вот Сьерравиль
(в долине, закрытой дымкой) пока под большим вопросом…
Подождем
и поищем еще термиков, благо времени у меня -
завались. И, судя по тому, что в течение уже битого часа я не могу выпарить наконец под кромку, пять часов для моего
путешествия начинает казаться не такой уж нереальной цифрой...
Перехожу опять на восточный склон, даже, скорее, на
северо-восточный, и с попутным ветерком весело влетаю в хороший четырехметровый
поток! И
выпариваю наконец-то под кромку! Даже немного выше: на моем альтиметре 2900
метров!
А неплохо смотримся в
пространстве… ;)
Еще
раз сверяю свое положение: теперь и Траки и Сьерравиль
однозначно в пределах моей досягаемости. Прыгаем!
До свиданья, Траки! Скоро
увидимся! Надеюсь…
По
дороге прощупываю встречающиеся облака. Все оказываются «пустыми», так что к Сьерравилю подхожу на 2300.
Облако «пустое». В следующем
меня ждет то же самое, но это уже неважно: там, в
долинке – Сьерравиль!
Но
и 2300 – это просто сказочно! Я могу просто развернуться и лететь обратно к Траки!
Сказочно,
но совершенно неинтересно… Смотрю на часы: я в воздухе
всего-то полтора часа, из которых битый час ушел на набор для прыжка через
горы. Если поверну сейчас на Траки и вернусь за те же пол-часа,
то где буду болтаться еще три?!
А
что если дойти до Рино Стед?
Пока туда, пока обратно, да если еще и с приключениями… Короче, как раз под
пять часов и получится. Ну, повишу лишних пол-часика над Траки, позанимаюсь аэробатикой…
Решено:
иду к Рино!
«Фотографирую»
Сьерравиль «на память» (нужды в этом нет, все
фиксируется на GPS) и разворачиваюсь на восток.
Чуть
добираю потерянную на долете к Сьерравилю
и «фотографировании» высоту в подвернувшемся под руку облачке и двигаю дальше.
Передо мной небольшая «голубая дыра», но, имея высоту 2400, я пока не вижу
причин для беспокойства и просто наслаждаюсь неспешным скольжением в
пространстве и фотографирую такой далекий теперь Траки.
Там, в туманной
дали – Траки…
Наконец
«дыра» заканчивается, и в первом же попавшемся облаке обнаруживается поток в
3,5 метра. Три минуты – и на альтиметре опять 2800. Похоже, жизнь удалась!
Следующее
облако – «пустышка», еще в одном – сильная турбулентность, но опять ничего…
Минуточку!
А это что у нас на траверзе? Уже Рино?! Так быстро?!
А вот и Рино.
Будем знакомы.
Через несколько минут достигаю Рино
Стед. Высоты еще 2400, но надо добрать: обратный путь
лежит через горы, да еще и против ветра. Лучше перебдеть…
Рино Стед. Что-то не припомню, чтобы здесь
было четыре полосы…
Над
аэродромом висят несколько облаков, но в них не находится ничего, кроме
турбулентности. Наконец удается зацепить двухметровый поток и выпарить до 2600.
Ладно, вряд ли здесь будет лучше, надо потихоньку двигать на Траки.
Собираюсь
пройти между пиком Верди и Роуз, причем надо
держаться поближе к Роуз, потому что за Верди можно ожидать нехилый
отрицательный ридж…
Занятый этими мыслями, пролетаю над Peavine Peak и ловлю сочный трехметровый термик. 2200, жить можно. Летим дальше. Через
несколько минут пора свериться с Рино Стед – могу ли я еще вернуться в случае чего? Без проблем!
А Траки как поживает?
Аналогично!
Можно
прыгать!
Рино Стед между дальними озерами. В случае
чего долетим без проблем!
Траки – в долине под самым
низким облаком. Тоже без проблем.
Планер
скользит вдоль западного склона Роуз, я получаю
эстетическое удовольствие от окружающих пейзажей, пока, вдруг спохватившись, не
вижу Траки почти под собой!
И
сколько же мне еще висеть над ним пока не «пробьет пять»? СКОКА-СКОКА?? ДВА С
ПОЛОВИНОЙ ЧАСА?!!
Нафиг!!! За это время я еще пару таких кругов успею дать! И
кто придумал это идиотское условие в пять часов???
Все,
садимся!
Выпускаю спойлеры на полную, сообщаю
о посадке и падаю вниз, на родимую полосу 19. Касаюсь на первых метрах, чтобы
оказаться напротив стоянки, торможу, съезжаю, роняю крыло.
Есть
«серебро»!
А
пять часов мы уж как-нибудь в другой раз, ладно?
Выйдя из текущего флайта
и записав трек на диск, я впал в легкий ступор: ТАК ЛЕГКО? Сто двадцать
километров за какие-нибудь полтора часа? Одной левой?
Либо мне конкретно прет сегодня, либо я выставил слишком «халявную» погоду. Вот на Маршруте
погоду «халявной» не
назовешь! Сколько раз я пытался его пройти? Раз двадцать?
И тут я понимаю, что единственный способ проверить «халява» или «прет» - попробовать пройти Маршрут.
Тем более, что скорее всего полет опять
долго не продлится… Решено – пробуем!
...
Солнце плавит асфальт аэродрома Nottoden. Планер замер на старте,
поддерживаемый под крыло одним из помощников. В руках странный зуд...
Казалось
бы, все, что я должен сейчас испытывать, после десятков неудачных попыток
пройти этот треклятый Маршрут - неверие и безысходность. Но я собран, как перед
прыжком в воду, и готов доказать себе и всем, что пройти его можно. Можно!
Плавный,
но короткий и энергичный разгон - и планер устремляется в зенит.
Еще
во время буксировки вижу как прямо перед носом
распухает влагой новое облако. Нет, все-таки прет мне
сегодня, определенно прет!
Отцепляюсь
и скольжу к этому облаку. Траектория прямая как стрела. Ни поворотов, ни доворотов, ни сомнений, ни колебаний. Я иду настречу тому, что предначертано, навстречу судьбе.
Судьба
встречает меня пятиметровым синком на подходе. Но я
знаю, что за ним - хороший термик, и упрямо
продираюсь вперед.
Есть!
Удар под пузо планера, он вздрагивает всем телом,
взмахивает своими длиннющими крыльями и устремляется вверх. Больше 5 м/с!
Поток
сильно турбулентный, держаться трудно, несколько раз чуть не вываливаюсь. На
высоте 1600 метров пытка наконец заканчивается вместе
с потоком. Негусто для начала, знавал я и лучшие времена. Однако, делать нечего, выхожу на Маршрут. Тем более, что до первой точки есть еще пара облаков.
Под
первым обнаруживается двухметровый лифт, но я, уже избалованный, бросаю его с
какой-то странной уверенностью, что дальше будет лучше. Хм... В прошлый раз я
бы вцепился в него как клещ... Да что это сегодня со мной
в самом деле?! Откуда эта дурацкая самоуверенность?
Может
быть оттого, что я вижу набухающее облако за первой поворотной точкой, которую
прохожу, кстати, всего на девятистах метрах... Минуты тянутся бесконечно долго,
я переживаю, что поток может ослабнуть или прекратиться совсем
пока я лечу к нему. Ведь предугадать как долго
поток будет работать невозможно, и в диспетчерской будке на аэродроме никогда
не вывешивали расписание работы термиков...
Но
мои волнения окупаются сторицей: после короткой, но ожесточенной борьбы
шестиметровый поток выносит меня почти на 2400 метров, и жизнь снова становится
прекрасной и удивительной!
Вот
такой "вид из окна" мне нравится!
10
минут неспешного спокойного полета до второй точки, к которой я подхожу на
более чем комфортных тысяча семистах. Прямо над ней висит облако, протыкаю его,
но оно "пустое". Ничуть не огорченный этим
обстоятельством, выдвигаюсь к третьему вей-поинту. И
правильно делаю, потому что следующее же облако дает лифт 6 м/с и выносит меня
опять на 2450.
Сюда
я долетал лишь однажды, с борьбой, потом и кровью. А сегодня и не заметил как здесь оказался. Ну прет
сегодня, прет конкретно! Только б не спугнуть удачу!
Скольжу
вниз, в долину, к четвертой точке, над которой как раз начинает рассыпаться
облако. Значит, там синк и туда пока соваться не
стоит. Лучше пока прощупаю соседнее облако, справа. Но минута идет за минутой,
а я все никак не достигну его: сказывается встречный ветер. А может, синк уже иссяк? Ну или сильно
ослаб за это время? Облако-то ЗА вей-поинтом,
придется возвращаться... А впереди горы, и мне еще пригодятся эти лишние пара
сотен метров высоты. Решено - иду к поворотной точке.
-2.
Ай, баюс, баюс!..
Проскакиваю
точку и, пока лечу к облаку, любуюсь открывшимся на аэродром видом.
Вдали,
перед озером - Nottoden. Вроде бы, ракурс почти тот
же, что и в прошлый раз, однако что-то неуловимо изменилось в окружающем
эфире...
Наконец
ныряю под облако. +5 и снова более 2000 метров высоты.
Пора
выуживать на свет божий графики долетов, любовно
нарисованные еще в то время, когда я наивно полагал, что они мне пригодятся. Да
и сегодня не ожидал, что они мне потребуются...
Тэкс, долететь можно и отсюда, на скорости максимального
качества. Отлично! Можно считать, что второе "серебро" у меня почти в
кармане. А если по пути удастся добрать, то в кармане оно будет даже немного
быстрее...
Добрать
получается буквально буквально
через пару минут, как раз примерно над тем местом, где я застрял в прошлый раз.
Сверившись со своими графиками, я смело опускаю нос, и мой Гроб со свистом
режет сразу ставший заметно более плотным воздух.
На
спидометре 145 км/ч, и оставшиеся вей-поинты начинают
проноситься мимо как верстовые столбы. Вот уже предпоследний... последний...
Опять вижу аэродром, мой путь к нему пролегает над озером вдоль подветренной
стороны горного хребта. Опыт долетов у меня пока
считай никакой, поэтому благоразумно держусь от него подальше, чтобы не словить
отрицательный ридж и не сломать себе весь кайф.
Но
беспокойство оказывается напрасным, и ближе к аэродрому я разгоняю планер уже
до 200 км/ч. Со свистом проношусь над ангарами, параллельно полосе,
разворачиваюсь и сажусь.
1:35
с секундами! Средняя скорость по маршруту - без копеек 80 км/ч!
ВАУ!
Минут
на 10-15 можно улучшить, но не это главное. Главное - я его таки СДЕЛАЛ! И
опять легко. Даже скорее не "легко", а "леХко".
И куда сегодня смотрит небесная канцелярия?! В отпуске они все, что ли...
Ну чтож, две
"серебряные" дистанции за вечер - это, пожалуй, очень даже неплохой
результат. Теперь пора собираться за "золотом"...
Или сразу сделать Diamond Goal? Те же 300 километров, только не абы куда, а по заранее
заявленному маршруту. Заодно свои законные пять часов непрерывного полета поимею
26.08.2006